Пограничная организация личности Люди с пограничным уровнем терпят неудачу в построении взаимодействий между ними и главными объектами. Хотя их репрезентации объекта и Я достаточно дифференцированы (в отличие от психотической структуры), они не достигли константности объекта и Я. В результате чего у них проявляются примитивные амбивалентные формы привязанности.
Они остаются зависимыми от функциональных услуг внешних объектов в качестве отсутствующих частей структуры их собственного Я. То есть их объект представляет собой скорее группу функций, чем личность, поэтому они переживают отношения с таким человеком как колебания от «абсолютно хорошего» до «абсолютно плохого».
Хотя объект и является отдельным, но он ещё не может переживаться в качестве независимого человека с собственной жизнью, желаниями и т.д. Функциональное отношение к объектам представляет собой надёжный диагностический критерий пограничного состояния. Ожидается, что любовь будет безусловная и безграничная, а человек будет вести себя как слуга, не требующий ничего взамен.
Особенности:- Диффузная, нестабильная идентичность
- Эмоциональная нестабильность и импульсивность
- Использование примитивных защит (расщепление, проективная идентификация, проекция, идеализация/обесценивание и др.)
- Отношения по типу «всё или ничего»
- Повышенная чувствительность к отвержению и страх покинутости
- Контакт с реальностью в целом сохранён, но может быть фрагментирован под давлением аффекта
Дилемма пограничного пациента: при сближении с другим человеком их охватывает страх поглощения, при отдалении – страх одиночества. Это мешает им установить реальные межличностные границы.
Приход в терапию, как правило, связан с определенными обстоятельствами или состояниями: фобии, панические атаки, депрессия, стресс, либо обращение по настоянию близких.
В описании себя пограничные пациенты испытывают сложности, а значимые фигуры описывают упрощенно и односложно. Часто на требование описать себя, реагируют агрессивно.
Любовь, ненависть, восхищение невозможны для человека, прежде чем установятся образы себя и объекта как личностей.
С чем обращаются: хроническая, «свободно плавающая» (диффузная) тревога, депрессия, множественные фобии, ипохондрия, расстройства личности, психосоматические заболевания, сексуальные перверсии, зависимости, РПП (анорексия-булимия), ощущение пустоты, и т.д.
Связанные психиатрические диагнозы:- Расстройства личности (пограничное, нарциссическое, зависимое, истерическое и т.д.)
- Депрессивные расстройства
- Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия)
- Аффективные расстройства с эмоциональной лабильностью (циклотимия, БАР II типа)
Структурная недостаточность пограничного пациента включает нехватку функций, отвечающих за регуляцию напряжения, таким образом он не способен к самоуспокоению внутренней саморегуляции, в результате чего проявляется постоянную зависимость от услуг внешнего объекта. При этом услуги внешнего объекта переживаются как свои собственные. Утрата объекта переживается как сепарационная тревога и запускает поиск его замены.
В психическом мире пограничного пациента не хватает репрезентаций с либидинальным аффектом, и слишком много агрессивных содержаний (т.е. слишком много ненависти, но мало любви). Эта ненависть и агрессия мешает им строить отношения с другими людьми, удерживаться на работе и т.д.
Отсутствие константности Я и объекта не позволяет переживать любовь к индивидуальной личности, но примитивная идеализация может восприниматься за искреннюю влюблённость. Владение объектом с идеализированными качествами воспринимается как любовь.
Людям, которые стали пограничными личностями, в детстве пришлось столкнуться с тяжелыми ситуациями (насилие, смерть родителей, депрессия родителя, травма, и т.д.), в результате психосексуальное развитие искажается или затормаживается. Часто таким детям приходится рано повзрослеть, чтобы приспособиться к ситуации (ухаживать за пьющими родителями, начать рано зарабатывать и т.д.). Но это происходит за счёт эмоциональной сферы, которая часто оказывается обеднённой.
Такие люди могут стать отличными работниками и достичь больших финансовых высот, но сфера отношений будет проблемной или пустой. Или, быть может, за всё расплачивается тело, в результате появляются многочисленные психосоматические заболевания и симптомы.
Конечная цель терапии – установление относительной субъективной автономии и дальнейшее развитие по невротической линии. А ближайшая цель – это помощь в создании структур, требуемых для достижения константности Я и объекта.